Солеа (исп. Solea) - без сомнения самый важный стиль (исп. Palo) в музыке фламенко. Происхождение солеа дискуссионно, но по всей видимости местом зарождения был район юга-запада Испании рядом с городами Севилья и Кадис в Андалусии. В основном, солеа исполняется под аккомпанемент гитары. Часто солеа называют «матерью» всех стилей фламенко. В доказательство этого существуют три основные причины:
Формы канте (от испанского cante - петь) очень вариативны. Существует тридцать - сорок местных разновидностей канте солеа, которые по большему счету связаны с именами артистов, привнесших в солеа какие-то свои прогрессивные для своего времени нововведения, которые стали передаваться из поколения в поколение. Вот некоторые из этих имен:
- soleares de Triana: La Anonda, Silverios Franconetti, Los Caganchos, Ramon de Triana;
- soleares de Alcala: Joaquin el de Paula;
- soleares de Utrera: La Serneta, Juaniquin;
- soleares de Jerez: Curro Frijones;
- soleares de Cadiz: Paquirri, Enrique el Mellizo;
- soleares de Cordoba: Juanero el Feo, Ricardo Onofre.
Огромное количество стилей фламенко произошли от компаса (compas - ритмическая основа стиля фламенко) солеа: solea por media, polo, cana, alegrias (включая его разновидности cantinas, caracoles, mirabras, rosas и некоторые другие), а также bulerias. В дополнение к этому множество других стилей фламенко используют аккомпанемент por solea, включая alboreas, bamberas, fandangos, romances.
Репертуар и технические возможности гитариста фламенко (исп. Tocaor) необычайно богаты: это и техника правой руки, используемая только в солеа, которая включает в себя как прямолинейные фальсеты (исп. Falceta - инструментальная часть гитары в композиции фламенко), основанные на тональности солеа, так и более сложные и запутанные гармонические структуры.